10 июля 2011 года на Волге, в районе села Сюкеево Камско-Устьинского района Республики Татарстан около 14:00 по московскому времени затонул теплоход «Булгария».
На борту находилось 188 человек (по другим данным, еще 11 человек не были зарегистрированы). Спасти удалось около 80 человек, в числе которых как пассажиры, так и члены экипажа затонувшего судна.
Что же послужило причиной трагедии, разыгравшейся в Волге? Пока идет следствие, делать какие-то окончательные выводы рано. Однако уже существует как минимум три версии случившегося.
Согласно первой версии, которая была озвучена сразу после того, как «Булгария» затонула, причиной крушения судна стал шторм, разыгравшийся в это время на Волге. Говорили о сильном дожде, молниях и волнах, высотой достигавших шести метров. По словам одного из пассажиров, которому удалось спастись с тонущего судна, огромная волна попросту смыла всех людей, вышедших на палубу.
Возможно, капитану судна не стоило отправляться в плавание при таких неблагоприятных погодных условиях. Еще в субботу, 9 июля, Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды направило в адрес Главному управлению МЧС России по Республике Татарстан штормовое предупреждение. Кроме того, синоптики прогнозировали на 10 июля сильные грозы, ливневые дожди и шквалистые порывы ветра. «В связи с ухудшением погодных условий воздержаться от поездок. В случае ухудшения погодных условий владельцам маломерных судов в связи с плохой видимостью, а также осложненной обстановкой на воде, необходимо воздержаться от выезда на своих плавсредствах без особых на то причин», - говорится в сообщении метеорологов.
В то же время в «МК» появляется информация о том, что никакого штормового предупреждения по республике объявлено не было. Приводятся слова одного из пассажиров, который заявляет: «Была гроза и ветер. Шторма не было». В этих сообщениях сходится только то, что гроза все-таки была. Но могли ли такие погодные условия послужить причиной гибели судна?
Вторая версия, которую уже успели назвать наиболее правдоподобной, гласит, что теплоход был неисправен и шел с сильным креном на правый борт. Именно этим правым бортом «Булгария» зачерпнула воду при повороте, что и стало причиной трагедии.
Теплоход был построен в 1955 году в Чехословакии и, по некоторым данным, никогда не подвергался капитальному ремонту. К тому же, по словам одной из пассажирок, которая путешествовала на теплоходе по тому же маршруту с 27 июня по 3 июля, уже тогда «Булгария» была неисправна. Так, например, пришлось даже отложить рейс более чем на сутки из-за поломки теплохода. Кроме того, по словам все той же женщины, на обратном пути «Булгария» ломалась дважды. Уже тогда пассажиры отметили сильный крен на правый борт. Кроме того, по словам некоего «источника», которые приводит газета «Коммерсантъ», теплоход не раз был близок к аварии во время сильной качки.
Кстати, водолазы, осуществляющие работы на затонувшем судне, также отмечали, что на дне «Булгария» лежит именно с креном на правый борт.
Третья версия, которую выдвинули на тематических форумах в Интернете специалисты по речному судоходству, заключается в том, что «Булгария» налетела на мель. Несмотря на то, что глубина Волги в месте катастрофы составляет порядка 20 метров, по словам специалистов, в этом районе нередки опасные мели.
О гибели пассажиров тоже можно много чего сказать. Достаточно одного того факта, что на многих телах погибших, извлеченных водолазами, были спасательные жилеты. Спасательные жилеты, которые никого так и не спасли. Еще предстоит выяснить, отвечали ли они необходимым требованиям, или просто не смогли спасти людей от разбушевавшейся стихии.
Много пассажиров остались во внутренних помещениях «Булгарии», не успев даже выбежать на палубу, — так быстро теплоход пошел ко дну. По свидетельствам очевидцев, в пучину судно погрузилось минуты за три. Естественно, что шансов выбраться из кают или из трюма у людей не оставалось никаких.
Версий гибели теплохода много. Наиболее правдоподобно выглядят первые две, приведенные здесь, а быть может, их совокупность. Неисправное судно, попавшее пусть не в шторм, но в грозу, «сложные метеоусловия», говоря сухим официальным языком. Приплюсуем к этому слова о том, что судно было перегружено сверх всяких штатных норм, что был неисправен один из двигателей, что технические проблемы преследовали «Булгарию» очень давно. Все это в целом и могло привести к такому трагическому результату, став причиной гибели свыше ста человек, среди которых более 50 — дети.
На поверхность поднято 64 тела погибших, в том числе пятеро детей», — цитирует «Интерфакс» начальника отдела информации ГУ Центра обеспечения деятельности Федеральной противопожарной службы Татарстана Марата Рахматуллина.
Ранее сообщалось о 54 погибших.
Прогулочный теплоход «Булгария», следовавший рейсом из города Болгар в Казань, затонул 10 июля в 13:58 мск около села Сюкеево Камско-Устьинского района Татарстана на глубине 20 метров в 3 км от берега.
По последним данным, в момент аварии на борту теплохода было более 200 человек. При этом, согласно правилам эксплуатации судна, на борту одновременно могло находиться не более 120.
По предварительным данным, причиной крушения стал некорректный маневр, предпринятый капитаном, с целью раворота судна. В момент совершения разворота волна захлестнула палубу судна. Теплоход заполнился водой, проникшей через открытые иллюминаторы, и за 3 минуты ушел под воду. Более 100 человек оказались блокированными на затонувшем судне, в том числе, несколько десятков детей, которых всего за 15 минут до трагедии собрали в музыкальном зале теплохода на праздник.