Литературный форум. Клуб писателей - "Золотое перо"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Литературный форум. Клуб писателей - "Золотое перо" » Мастерская (1) - теория » Фэнтези, как жанр. Его проблемы. Советы по написанию.


Фэнтези, как жанр. Его проблемы. Советы по написанию.

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Почти все я взял из "О волшебных сказках" Толкина.
 
    Пожалуй, начну по порядку. Что же такое фэнтези? Откуда оно вообще взялось? Ответ очень прост. Конечно же, из мифов, народных сказок. И первые, и вторые можно объединить общим названием - волшебные сказки.

    Перво-наперво нужно разобраться, зачем же нужно было людям древности сочинять мифы. Почему сейчас мы их не сочиняем? Да и здесь ответ не сложный. Нашим предкам казались дивными такие явления, как молния, смена времен года, смерть и рождение. Мифы призваны были пояснить это людям.

    Образы богов и сюжеты строились на основе совмещения мира людей и мира природы. Поэтому боги по характеру напоминали людей. В них совмещались человеческие пороки и благодетели. Молнии, землетрясения казались людям чудесными, как бы пришедшими из мира другого, мира богов. Люди тогда неразрывно связали себя с Вторичным Миром (так называет Толкин миры наших фантазий, реальные и правдивые внутри своей структуры в силу логичности). Но эти чудесные фантазии вскоре, если не сразу, стали объектом людского поклонения, как и любая вещь, может стать, в силу порочности человека. Из этого можно сделать вывод, что непреложные законы бытия, природы казались нашим предкам чудом.

    Что мы видим сейчас? Время мифов прошло. А явления природы, деревья, солнца, звезды для нас теперь самые обыкновенные вещи. И все больше мы обращаем внимание на технические приборы, что приходят и уходят. Техника и наука, в которых нет никакой чудесности и радости, давят на нас, хотя и способствуют развития общества. Мир суров, а пресловутая демократия, высшая форма (пока что) человеческих взаимоотношений, не делает его правильней. Все более значимыми становятся товарные отношения. Мы подчинили животных, деревья.   Мы властны над большим, чем раньше. Поэтому и необычным, красивым считаем меньшее. Мы оттолкнулись от чуда, мы не смотрим на мир как дети. Почему? Наверное, подобно морлокам из "Машины времени" больше времени уделяем технике.

     Мы заперты в клетке.  Теперь в одной: глобализация объединяет нас все быстрее и быстрее. Утомленные работой мы смотрим телевизор. А там видим тот же мир, из которого пришли, те же заботы. Песни становятся однообразнее и однообразнее, скучнее и скучнее. Тема у них вскоре вообще останется одна - любовь мужчины и женщины. Все к этому идет.

     О чем это я, а? А все просто. Появляется желание - БЕЖАТЬ, уйти хотя бы на время от мира. Хочет ли человек сидящий в тюрьме сбежать? Мне почему-то кажется, что да. Но опять же, у него два пути: уйти в фантазию, найти в ней утешение, либо сбежать в прямом смысле слова. Также и о нашем мире.

    Уход в прямом смысле - уйти в отшел, или совершить суицид. Но почему бы не уйти в Мир Вторичный, в котором можно по-новому взглянуть на такие вещи, как солнце, небо, звезды. Лошади в Том Мире не предмет ставок на скачках, а верные друзья. Леса - дикие и первозданные. В воздухе повисла свежесть и ощущение древности. Почему бы не погрузиться в этот мир, а на утро вернуться к привычным делам, пойти на работу?

    Волшебные сказки в таких условиях приобретают новый смысл. А вернувшись из чудесного странствия, мы станет снова обращать внимание и на небо, и на деревья, на все сотворенное, как бы свежим взглядом.

    Таким образом, Толкин выделяет три основных функции фэнтези и любой волшебной сказки в наше время (фэнтези - это тоже своего рода волшебная сказка) -

1) Бегство,

2) Утешение

3) и Исцеление.

    И, конечно же, как и в любой сказке, фэнтези должно иметь смысл, мораль, без которых любое произведение - пустышка. Кому интересно, очень советую прочитать "О волшебной сказке". Настоящий философский труд. Правда, первую половину трудно понять. Но потом читается легко. В следующий раз напишу про проблемы современного фэнтези.

Отредактировано Isstar Aon (2009-09-12 11:34:05)

2

Хотел писать про проблему. Но решил, что лучше сначала дам советы.

ПО СТРУКТУРЕ.

    Здесь советы от Толкина.

    Во-первых, у любой волшебной сказки должно быть хорошее начало и конец. Особенно конец, который должен выглядеть, как ЭВКАТАСТРОФА (неожиданный поворот в сторону победы добра). Сам Толкин опять таки в "О волшебной сказке" в пример приводит Евангелие. Подобно волшебной сказке оно начинается хорошо (рождение Христа) и также заканчивается (воскресение Христа). Если не будет обязательной победы добра, то фэнтези никак не будет отличаться от драмы или трагедии. Хотя таковые и могут присутствовать (Горлум из "Властелина колец" на самом деле драматический персонаж и совсем не типичный предатель-злодей).

    Во-вторых, произведение в жанре фэнтези должно быть логичным. Должно возникать ощущение, что в мире произведения все правильно и правдиво. И в этом плане, кстати, те, кто утверждают, что фэнтези - ложь, далеко не правы. Внутри мира, в который мы погружаемся при прочтении все должно быть правдой (для мира книги). Если этого нет, то теряется неповторимое ощущение, возникающее при прочтении фэнтези, ощущение сказки.

    В-третьих, произведение не должно быть законченным. Должно обязательно оставаться впечатление, что мир книги будет существовать и дальше. Такое есть в любой сказке. И жили они счастливо, и умерли в один день, - пример. Но это в сказке. В фэнтези должно быть все более развернуто.

***

О  ТОМ,  КАК  ЛУЧШЕ  ПРИДУМЫВАТЬ  МИР

    Теперь совет от Урсулы ле Гуин.

    Она утверждает, что не стоит сначала придумывать сам мир. Тогда автор теряет свободу в написании самого произведения. Лучше подумать над сюжетом, идеей. А уже на основе сюжета строить мир. Так будет легче сделать все логичным. И я с этим согласен. Гораздо легче строить историю мира по какому-то событию, чем придумывать это событие исходя из многих факторов истории мира.

    Это общие советы. Ведь технически написание фэнтези, на мой взгляд, не отличается от написания романа другого жанра.

    Далее я разберу проблемы фэнтези в наши дни. Хотя в принципе они не отличаются от проблем всей литературы.

3

А что важнее, узнать теорию и создавать по ней произведение или создать, а потом узнать. что не попал вообще ни в один пункт? выжимать из себя или позволить перу плыть? Да, будут и ошибки, и повторы (это потом поправят), но всё-таки творчество или теория. Понятно, что обязательно налетят трупоеды-критики и распнут... Но ведь творят не для критиков...

По себе могу сказать - во-первых я либо 100% в масть и кто-то тратит на меня время, а на бумагу и чернила - деньги. А кому-то  вообще никак, так и должно быть, да или нет и всё. А раз ругают, значит я сильнее. раз говорят не поняли, значит не пытались. В общем критерий оценки прост - перечитываете сами себя и испытываете эмоции - значит удалось... Как любимый анекдот - знаешь каждую букву. но всё равно смешно.

4

Теорию тоже создают люди. Вопрос: на каком основании? На основании анализа интуитивных работ великих классиков. То, что было доступно великим классикам, после разбора, анализа и построения алгоритма, в принципе, становится доступным многим профи. Но эти профи, тем не менее, не становятся новыми классиками. Варум, спрашивается?

Диалектика. Закон отрицания отрицания. Загляните в "Философскую будку" - там то я Челе уши отгрызаю, то он мне... мило улыбается. Смеюсь. Пока ни до чего не договорились))).

А мое мнение таково:

любитель (интуиция и подражание) --> профи (подражание и теория) --> Мастер (теория и ИНТУИЦИЯ).

Нужно преодолеть каждую ступень. Конечный результат зависит от врожденных свойств характера, что не отменяет вышесказанного.

В любом случае, я с вами согласен - быть сильным НЕОБХОДИМО; однако - обижаться на читателей НЕОБЯЗАТЕЛЬНО (публика всегда права, даже если не права (1 точка зрения) - если она, конечно, не состоит на 100% из клеветников и завистников (2 точка зрения) - а мне пох (3-я точка зрения). Улыбаюсь. Нужно знать, где давать представления - нужно знать СВОЮ публику - 4-я точка зрения). Нужно знать нужных людей - 5-я точка зрения и так далее.

Многое решает СЛУЧАЙ (6-я точка зрения). И так далее, и так далее, и так далее.
Ваше точка зрения тоже интересна.

И "серьезным лицом":
Подобные обсуждения ведутся в "Тусовке" - раздел "Философия". Многое становится понятней, если посмотреть на "енто дело" с точки зрения философии (опять - "достижения титанов" для нашего с вами пользования).

С уважением, Имма.

5

А проблемы современной фентэзи? Насчет зарубежной понятно, там у них более-менее в порядке (например, "Эрагон" К.Паолини, да тот же гарри поттер  :rofl: ), а у нас, в родименькой россии? Хотя слово родименькой вставлять не хочется совсем...На мой взгляд в нашей литературе...плохо! все очень плохо! апокалипсис! Или не до конца?


Вы здесь » Литературный форум. Клуб писателей - "Золотое перо" » Мастерская (1) - теория » Фэнтези, как жанр. Его проблемы. Советы по написанию.