Иосиф Бродский
Стихи под эпиграфом 
"То, что дозволено Юпитеру,
не дозволено быку..." 
   Каждый пред Богом 
                    наг.
   Жалок,
           наг
               и убог. 
   В каждой музыке 
                  Бах, 
   в каждом из нас 
                  Бог. 
   Ибо вечность -- 
                  богам. 
   Бренность -- 
               удел быков... 
   Богово станет 
                нам 
   сумерками богов. 
   И надо небом рискнуть, 
   и, может быть, 
                невпопад. 
   Еще не раз нас 
                 распнут 
   и скажут потом: 
                 распад. 
   И мы завоем от ран. 
   Потом взалкаем даров... 
   У каждого свой 
                 храм. 
   И каждому свой гроб. 
   Юродствуй, 
            воруй, 
                 молись! 
   Будь одинок, 
              как перст!.. 
   ...Словно быкам -- 
                     хлыст, 
   вечен богам    крест. 
Рождество 1963 года 
Спаситель родился 
в лютую стужу. 
В пустыне пылали пастушьи костры. 
Буран бушевал и выматывал душу 
из бедных царей, доставлявших дары. 
Верблюды вздымали лохматые ноги. 
Выл ветер. 
Звезда, пламенея в ночи, 
смотрела, как трех караванов дороги 
сходились в пещеру Христа, как лучи. 
Рождество 1963 
Волхвы пришли. Младенец крепко спал. 
Звезда светила ярко с небосвода. 
Холодный ветер снег в сугроб сгребал. 
Шуршал песок. Костер трещал у входа. 
Дым шел свечой. Огонь вился крючком. 
И тени становились то короче, 
то вдруг длинней. Никто не знал кругом,
что жизни счет начнется с этой ночи. 
Волхвы пришли. Младенец крепко спал. 
Крутые своды ясли окружали. 
Кружился снег. Клубился белый пар. 
Лежал младенец, и дары лежали. 
Два часа в резервуаре
Есть мистика. Есть вера. Есть Господь. 
Есть разница меж них. И есть единство. 
Одним вредит, других спасает плоть. 
Неверье -- слепота, а чаще -- свинство.
Бог смотрит вниз. А люди смотрят вверх.
Однако, интерес у всех различен. 
Бог органичен. Да. А человек? 
А человек, должно быть, ограничен. 
У человека есть свой потолок, 
держащийся вообще не слишком твердо.
Но в сердце льстец отыщет уголок, 
и жизнь уже видна не дальше черта.
...и Тебя в Вифлеемской вечерней толпе
не признает никто: то ли спичкой 
озарил себе кто-то пушок на губе, 
то ли в спешке искру электричкой 
там, где Ирод кровавые руки вздымал, 
город высек от страха из жести; 
то ли нимб засветился, в диаметре мал, 
на века в неприглядном подъезде. 
24 декабря 1971 года 
В Рождество все немного волхвы. 
В продовольственных слякоть и давка. 
Из-за банки кофейной халвы 
производит осаду прилавка 
грудой свертков навьюченный люд: 
каждый сам себе царь и верблюд. 
Сетки, сумки, авоськи, кульки, 
шапки, галстуки, сбитые набок. 
Запах водки, хвои и трески, 
мандаринов, корицы и яблок. 
Хаос лиц, и не видно тропы 
в Вифлеем из-за снежной крупы. 
И разносчики скромных даров 
в транспорт прыгают, ломятся в двери,
исчезают в провалах дворов, 
даже зная, что пусто в пещере: 
ни животных, ни яслей, ни Той, 
над Которою -- нимб золотой. 
Пустота. Но при мысли о ней 
видишь вдруг как бы свет ниоткуда. 
Знал бы Ирод, что чем он сильней, 
тем верней, неизбежнее чудо. 
Постоянство такого родства -- 
основной механизм Рождества. 
То и празднуют нынче везде, 
что Его приближенье, сдвигая 
все столы. Не потребность в звезде 
пусть еще, но уж воля благая 
в человеках видна издали, 
и костры пастухи разожгли. 
Валит снег; не дымят, но трубят 
трубы кровель. Все лица, как пятна. 
Ирод пьет. Бабы прячут ребят. 
Кто грядет -- никому непонятно: 
мы не знаем примет, и сердца 
могут вдруг не признать пришлеца. 
Но, когда на дверном сквозняке 
из тумана ночного густого 
возникает фигура в платке, 
и Младенца, и Духа Святого 
ощущаешь в себе без стыда; 
смотришь в небо и видишь -- звезда. 
Сретенье
Анне Ахматовой 
   Когда она в церковь впервые внесла 
   дитя, находились внутри из числа 
   людей, находившихся там постоянно, 
     Святой Симеон и пророчица Анна. 
   И старец воспринял младенца из рук 
   Марии; и три человека вокруг 
   младенца стояли, как зыбкая рама, 
     в то утро, затеряны в сумраке храма. 
   Тот храм обступал их, как замерший лес. 
   От взглядов людей и от взоров небес 
   вершины скрывали, сумев распластаться, 
     в то утро Марию, пророчицу, старца. 
   И только на темя случайным лучом 
   свет падал младенцу; но он ни о чем 
   не ведал еще и посапывал сонно, 
     покоясь на крепких руках Симеона. 
   А было поведано старцу сему, 
   о том, что увидит он смертную тьму 
   не прежде, чем сына увидит Господня. 
     Свершилось. И старец промолвил: "Сегодня, 
   реченное некогда слово храня, 
   Ты с миром, Господь, отпускаешь меня, 
   затем что глаза мои видели это 
     дитя: он -- Твое продолженье и света 
   источник для идолов чтящих племен, 
   и слава Израиля в нем." -- Симеон 
   умолкнул. Их всех тишина обступила. 
     Лишь эхо тех слов, задевая стропила, 
   кружилось какое-то время спустя 
   над их головами, слегка шелестя 
   под сводами храма, как некая птица, 
     что в силах взлететь, но не в силах спуститься.
   И странно им было. Была тишина 
   не менее странной, чем речь. Смущена, 
   Мария молчала. "Слова-то какие..." 
     И старец сказал, повернувшись к Марии: 
   "В лежащем сейчас на раменах твоих 
   паденье одних, возвышенье других, 
   предмет пререканий и повод к раздорам. 
     И тем же оружьем, Мария, которым 
   терзаема плоть его будет, твоя 
   душа будет ранена. Рана сия 
   даст видеть тебе, что сокрыто глубоко 
     в сердцах человеков, как некое око". 
   Он кончил и двинулся к выходу. Вслед 
   Мария, сутулясь, и тяжестью лет 
   согбенная Анна безмолвно глядели. 
     Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле 
   для двух этих женщин под сенью колонн. 
   Почти подгоняем их взглядами, он 
   шел молча по этому храму пустому 
     к белевшему смутно дверному проему. 
   И поступь была стариковски тверда. 
   Лишь голос пророчицы сзади когда 
   раздался, он шаг придержал свой немного: 
     но там не его окликали, а Бога 
   пророчица славить уже начала. 
   И дверь приближалась. Одежд и чела 
   уж ветер коснулся, и в уши упрямо 
     врывался шум жизни за стенами храма. 
   Он шел умирать. И не в уличный гул 
   он, дверь отворивши руками, шагнул, 
   но в глухонемые владения смерти. 
     Он шел по пространству, лишенному тверди, 
   он слышал, что время утратило звук. 
   И образ Младенца с сияньем вокруг 
   пушистого темени смертной тропою 
     душа Симеона несла пред собою 
   как некий светильник, в ту черную тьму, 
   в которой дотоле еще никому 
   дорогу себе озарять не случалось. 
     Светильник светил, и тропа расширялась. 
Рождественская звезда 
В холодную пору, в местности, привычной скорей к жаре,
чем к холоду, к плоской поверхности более, чем к горе, 
младенец родился в пещере, чтоб мир спасти: 
мело, как только в пустыне может зимой мести. 
Ему все казалось огромным: грудь матери, желтый пар 
из воловьих ноздрей, волхвы -- Балтазар, Гаспар, 
Мельхиор; их подарки, втащенные сюда. 
Он был всего лишь точкой. И точкой была звезда. 
Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака, 
на лежащего в яслях ребенка издалека, 
из глубины Вселенной, с другого ее конца, 
звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд Отца. 
Бегство в Египет 
... погонщик возник неизвестно откуда. 
В пустыне, подобранной небом для чуда 
по принципу сходства, случившись ночлегом,
они жгли костер. В заметаемой снегом 
пещере, своей не предчувствуя роли, 
младенец дремал в золотом ореоле 
волос, обретавших стремительный навык 
свеченья -- не только в державе чернявых, 
сейчас, -- но и вправду подобно звезде, 
покуда земля существует: везде. 
* * *
Представь, чиркнув спичкой, тот вечер в пещере, 
используй, чтоб холод почувствовать, щели 
в полу, чтоб почувствовать голод -- посуду, 
а что до пустыни, пустыня повсюду. 
Представь, чиркнув спичкой, ту полночь в пещере,
огонь, очертанья животных, вещей ли, 
и -- складкам смешать дав лицо с полотенцем -- 
Марию, Иосифа, сверток с Младенцем. 
Представь трех царей, караванов движенье 
к пещере; верней, трех лучей приближенье 
к звезде, скрип поклажи, бренчание ботал 
(Младенец покамест не заработал 
на колокол с эхом в сгустившейся сини). 
Представь, что Господь в Человеческом Сыне 
впервые Себя узнает на огромном 
впотьмах расстояньи: бездомный в бездомном. 
Presepio 1 
Младенец, Мария, Иосиф, цари, 
скотина, верблюды, их поводыри, 
в овчине до пят пастухи-исполины 
-- все стало набором игрушек из глины. 
В усыпанном блестками ватном снегу 
пылает костер. И потрогать фольгу 
звезды пальцем хочется; собственно, всеми 
пятью -- как младенцу тогда в Вифлееме. 
Тогда в Вифлееме все было крупней. 
Но глине приятно с фольгою над ней 
и ватой, разбросанной тут как попало, 
играть роль того, что из виду пропало. 
Теперь ты огромней, чем все они. Ты
теперь с недоступной для них высоты 
-- полночным прохожим в окошко конурки --
из космоса смотришь на эти фигурки. 
Там жизнь продолжается, так как века 
одних уменьшают в объеме, пока 
другие растут -- как случилось с тобою. 
Там бьются фигурки со снежной крупою, 
и самая меньшая пробует грудь. 
И тянет зажмуриться, либо -- шагнуть 
в другую галактику, в гулкой пустыне 
которой светил -- как песку в Палестине. 
________________________ 
1 Presepio: ясли (лат.) 
Бегство в Египет (II) 
В пещере (какой ни на есть, а кров! 
Надежней суммы прямых углов!) 
в пещере им было тепло втроем; 
пахло соломою и тряпьем. 
Соломенною была постель. 
Снаружи молола песок метель. 
И, припоминая его помол, 
спросонья ворочались мул и вол.
Мария молилась; костер гудел. 
Иосиф, насупясь, в огонь глядел. 
Младенец, будучи слишком мал 
чтоб делать что-то еще, дремал. 
Еще один день позади -- с его 
тревогами, страхами; с "о-го-го" 
Ирода, выславшего войска; 
и ближе еще на один -- века. 
Спокойно им было в ту ночь втроем. 
Дым устремлялся в дверной проем, 
чтоб не тревожить их. Только мул 
во сне (или вол) тяжело вздохнул. 
Звезда глядела через порог. 
Единственным среди них, кто мог знать,
что взгляд ее означал,
был младенец; но он молчал.




