Почти все я взял из "О волшебных сказках" Толкина.
Пожалуй, начну по порядку. Что же такое фэнтези? Откуда оно вообще взялось? Ответ очень прост. Конечно же, из мифов, народных сказок. И первые, и вторые можно объединить общим названием - волшебные сказки.
Перво-наперво нужно разобраться, зачем же нужно было людям древности сочинять мифы. Почему сейчас мы их не сочиняем? Да и здесь ответ не сложный. Нашим предкам казались дивными такие явления, как молния, смена времен года, смерть и рождение. Мифы призваны были пояснить это людям.
Образы богов и сюжеты строились на основе совмещения мира людей и мира природы. Поэтому боги по характеру напоминали людей. В них совмещались человеческие пороки и благодетели. Молнии, землетрясения казались людям чудесными, как бы пришедшими из мира другого, мира богов. Люди тогда неразрывно связали себя с Вторичным Миром (так называет Толкин миры наших фантазий, реальные и правдивые внутри своей структуры в силу логичности). Но эти чудесные фантазии вскоре, если не сразу, стали объектом людского поклонения, как и любая вещь, может стать, в силу порочности человека. Из этого можно сделать вывод, что непреложные законы бытия, природы казались нашим предкам чудом.
Что мы видим сейчас? Время мифов прошло. А явления природы, деревья, солнца, звезды для нас теперь самые обыкновенные вещи. И все больше мы обращаем внимание на технические приборы, что приходят и уходят. Техника и наука, в которых нет никакой чудесности и радости, давят на нас, хотя и способствуют развития общества. Мир суров, а пресловутая демократия, высшая форма (пока что) человеческих взаимоотношений, не делает его правильней. Все более значимыми становятся товарные отношения. Мы подчинили животных, деревья. Мы властны над большим, чем раньше. Поэтому и необычным, красивым считаем меньшее. Мы оттолкнулись от чуда, мы не смотрим на мир как дети. Почему? Наверное, подобно морлокам из "Машины времени" больше времени уделяем технике.
Мы заперты в клетке. Теперь в одной: глобализация объединяет нас все быстрее и быстрее. Утомленные работой мы смотрим телевизор. А там видим тот же мир, из которого пришли, те же заботы. Песни становятся однообразнее и однообразнее, скучнее и скучнее. Тема у них вскоре вообще останется одна - любовь мужчины и женщины. Все к этому идет.
О чем это я, а? А все просто. Появляется желание - БЕЖАТЬ, уйти хотя бы на время от мира. Хочет ли человек сидящий в тюрьме сбежать? Мне почему-то кажется, что да. Но опять же, у него два пути: уйти в фантазию, найти в ней утешение, либо сбежать в прямом смысле слова. Также и о нашем мире.
Уход в прямом смысле - уйти в отшел, или совершить суицид. Но почему бы не уйти в Мир Вторичный, в котором можно по-новому взглянуть на такие вещи, как солнце, небо, звезды. Лошади в Том Мире не предмет ставок на скачках, а верные друзья. Леса - дикие и первозданные. В воздухе повисла свежесть и ощущение древности. Почему бы не погрузиться в этот мир, а на утро вернуться к привычным делам, пойти на работу?
Волшебные сказки в таких условиях приобретают новый смысл. А вернувшись из чудесного странствия, мы станет снова обращать внимание и на небо, и на деревья, на все сотворенное, как бы свежим взглядом.
Таким образом, Толкин выделяет три основных функции фэнтези и любой волшебной сказки в наше время (фэнтези - это тоже своего рода волшебная сказка) -
1) Бегство,
2) Утешение
3) и Исцеление.
И, конечно же, как и в любой сказке, фэнтези должно иметь смысл, мораль, без которых любое произведение - пустышка. Кому интересно, очень советую прочитать "О волшебной сказке". Настоящий философский труд. Правда, первую половину трудно понять. Но потом читается легко. В следующий раз напишу про проблемы современного фэнтези.
Отредактировано Isstar Aon (2009-09-12 11:34:05)