"БЕЗУМНАЯ "МАСЛЕНИЦА"
Эта картина много лет провисела в холле одной из советских гостиниц, пока ею, а заодно и художником, нарисовавшим "Масленицу", не заинтересовались психиатры.
На первый взгляд, в творении И.Куплина (автора "Масленицы") нет ничего необычного. Рядовая, даже скорее дилетантская, копия с лубочной открытки художника В. Антонова "С Новым годом". Но внимательный зритель увидит множество несообразностей, а профессиональный психиатр - огромное поле для деятельности.
В 1990 году фотография картины "Масленица" появилась в брошюре "Фрейд: новый иллюстрации", посвященной творчеству душевнобольных, которая стала настоящей находкой для студентов - будущих психиатров. В частности, профессор И.В.Филин, читавший лекции в одном из мединститутов, использовал картину как своеобразный тест. Он утверждал, что в "Масленице" есть один признак, согласно которому можно поставить стопроцентный диагноз ее автору: шизофрения.
Этот тест проводился более 15 лет. Какие только варианты не предлагали студенты!
"Люди в повозках - пациенты желтого дома, изображенного на заднем плане, их куда-то (насильно) увозят навсегда. Либо они мчатся с праздника на большой пожар, отблески которого можно увидеть на снегу.
Люди напряженно смотрят на зрителя. Они увидели что-то пугающее, а бежать и прятаться им негде, так как в домах нет дверей. Единственный проем, который может быть намеком на дверь, закрывает женщина с коляской.
Саней на самом деле нет - люди стоят по колено в свежевырытых могилах, а уши у ушанок возниц точат, как рога у чертей. У извозчика на средних санях на шею петлей накинуты вожжи, у крайних в руках петли.
Что касается построек, то справа и слева картины художник изобразил одну и ту же группу домов, но с разных ракурсов: слева - вид спереди, справа - вид сзади. При этом свет в домах есть, а линий электропередачи на картине нет.
Картину можно разрезать на две части, верх и низ, которые могут существовать независимо. Вверху спокойный ночной пейзаж, мир реальных людей, внизу бешеные гонки сумасшедших. Вверху реально существующее, внизу - то, что видно только автору и существует исключительно в его воображении.
Картину можно разрезать вертикально на две части, и получится как бы два кадра одного и того же события. Повторяющийся сюжет, правая часть - частичная копия левой.
На картине изображено всего три объекта - один коричневый дом, один желтый дом и одни сани с лошадьми. Но художник рисует эту композицию три раза, с разных сторон, с разными деталями.