Литературный форум. Клуб писателей - "Золотое перо"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Литературный форум. Клуб писателей - "Золотое перо" » Горохов » ПРОБЛЕМА (ЧАСТЬ 6) (ПОСЛЕДНЯЯ) :))


ПРОБЛЕМА (ЧАСТЬ 6) (ПОСЛЕДНЯЯ) :))

Сообщений 1 страница 10 из 25

1

ПРОБЛЕМА (ЧАСТЬ 6)

ГЛАВА 18

                                                 АТМАР

Сборы заняли не более получаса.
Атмар в сопровождении Леймы шёл подземными коридорами и у него зрело ощущение, что больше он сюда уже не вернётся. Никогда. Лейма молча шла позади, видимо чувствуя его настроение. Да и не пристало девушке быть разговорчивой. Молчаливость и скромность – немалые добродетели.
Выйдя наружу, Атмар начал подниматься по скальной тропе, ведущей наверх. Туда, где было солнце и небо, где была совсем другая жизнь. По пути он завернул в укромное место, и забрал выданные ему перед походом арбалет и копьё. Очень уж не хотелось ему тогда возвращать их. Хорошее оружие.
Дорога в этот раз занимала гораздо больше времени, поскольку Лейма, непривычная к таким путешествиям, сильно задерживала Атмара. Только через пять часов они выбрались на относительно ровное место и вскоре подошли к площадке, на которой остался вертолёт.
Увидев Атмара, пилот возбуждённо кинулся к нему, жестикулируя и задавая вопросы и тут… оба растерянно переглянулись. Транслятора в вертолёте не было. Тот, переносной остался у Амона, а стационарными вертолёты не оборудовались.
Кое-как знаками, Атмар объяснил, что делегация жива и здорова и скоро будет здесь. Пилот вроде как понял и радостно закивал головой.
Ну и хорошо. Жди. А нам нужно продолжать путь.
А почему Амон не сказал подождать его возле вертолёта?
Странно.

Они шли уже более восьми часов.
По тому же пути, по которому когда-то он шёл со своими провожатыми.
Внезапно от каменной стены отделилась тень и преградила им дорогу.
Стражник.
- Куда? – выставленное вперёд копьё показывало серьёзность намерений.
- По поручению вождей в верхний мир.
- Я ничего не знаю о таком поручении.
- Ты и не можешь всего знать. Ты простой стражник. Я Смотрящий. Я уже был там. Это я привёл гостей.
- Мой начальник должен был дать тебе провожатого. Почему ты идешь один? Возвращайся. Я не могу пропустить тебя. У меня приказ.
Атмар растерянно уставился на него. Такого оборота он не ожидал. Значит, то, что предчувствовал Амон действительно сбылось. На этой тропе никогда не было охраны. Что происходит? Надо попробовать ещё раз.
- Послушай. Я доверенное лицо вождей… - говоря это, Атмар машинально поправил арбалет. Стражник отреагировал мгновенно.
Одним прыжком покрыв расстояние, отделявшее его от Атмара, он схватил Лейму, прижал к себе и, приставив к её шее копьё, крикнул:
- Положи оружие на землю. Медленно.
Атмар видел, что шутить тот не намерен. Медленно он отстегнул с ремня копьё, наклонившись, положил его у своих ног.
- Отойди на два шага, - крикнул стражник, - Арбалет.
Атмар снял с плеча арбалет, и начал опускать его на землю, держа двумя руками.
В тот момент, когда арбалет опустился до уровня колен, Атмар кинул на Лейму быстрый взгляд, она рванулась в сторону, приоткрыв стражника, и стрела арбалета, тонко свистнув, воткнулась тому в горло.
Хрипя, стражник завалился на камни.

Получилось.
Атмар утёр пот.
Этот фокус они проделывали мальчишками сотни раз, и у Атмара стрельба снизу получалась лучше всех. Пригодилось.
Подхватив копьё и арбалет, он схватил Лейму за руку, и бегом устремился вперёд.
Сзади раздался гул двигателей.
Атмар оглянулся. Над ущельем неторопливо поднялся недавно оставленный ими вертолёт, развернулся и полетел в противоположную от Атмара сторону.
Значит что? Делегация вернулась?
Или что-то случилось?

Можно было попытаться перевалить через хребет по знакомым тропам, но это заняло бы слишком много времени. Оставался тот путь, которым Атмар шёл в прошлый раз. Если они поторопятся, то к завтрашнему полудню будут у того прохода, через который выбрался Атмар.
На ночлег остановились на старом месте. В пятидесяти метрах от них лежали, уже дочиста обклёванные, скелеты тега и  бывших спутников Атмара.
Но Лейма настолько устала, что, ни на что не обращая внимания, тут же заснула.
Атмар сидел подле нее, сжимая в руке копьё и чутко вслушиваясь.
Стояла тишина.
Но клубившиеся на быстро темневшем небе тучи подсказывали, что продлится эта тишина недолго.

                                                   ГЛАВА 19

                                                        АМОН

После того как Микер насильно задержал его, Амон был препровождён в ту же гостевую пещеру. Но если раньше стражники стояли снаружи, то теперь, они дежурили внутри и зорко наблюдали за каждым его движением.
- Ну и чёрт с вами, - он плюнул и завалился спать.

Проснувшись, Амон посмотрел на часы и с удивлением увидел, что проспал двенадцать часов. Нервное напряжение сказалось? Вряд ли. Наверное, что-то подсыпали в воду. К еде он не притрагивался, а вот выдержать без воды оказалось сложно.
Амон встал, размялся, прошёл по пещере, попробовал заговорить с охраной, но те стояли как каменные истуканы.
Ладно.
Ну и что может ему ещё приготовить этот старик, возомнивший себя пупом земли?
Устроить ему показательное судилище? Зачем… для кого?
Провести секретные переговоры без участия представителей миссии?
Вполне возможно. Вся показуха была рассчитана только на них, Амон это понимал. Кстати откуда такая информированность? Совершенно непохоже, что этот старик всю жизнь провёл в пещере. Он довольно неплохо разбирался не только в “международном” положении, но и в текущем моменте.
Атмар - действительно человек каменного века. Но Микер… странно. Очень странно. Системы слежения все эти годы работали безупречно. Любой выход за пределы поля был бы немедленно обнаружен. Да и снаружи под поле проникнуть невозможно. Хотя, начальник системы говорил как-то, что есть пара ненадёжных точек. Неужели нашлись доброхоты? Разведчики-лазутчики. А почему бы и нет? Ведь Терей сказал, что у ургов есть немало сторонников на поверхности. Да и сам он… гуманист.
Вот после таких гуманистов и приходится расхлёбывать…

Его размышления были прерваны появлением старшего охраны.
Тот, как всегда церемонно, стукнул о пол копьём и указал на выход.
Амон поднялся и пошёл вперёд.

                                                      ***

В Пещере Свете была обычная картина, к которой Амон уже успел привыкнуть: Микер сидел на центральном троне,  два других пустовали.
- Скажи, Микер… где два других вождя? Атмар говорил, что вы правите втроём?
Старик недобро усмехнулся.
- Скоро ты всё узнаешь…

- Итак, – стукнув посохом об пол, Микер поднялся, – ты не изменил своего решения?
- Ты же прекрасно понимаешь, что нет. Мы здесь одни. Перед кем ваньку валять будем? Чего ты добиваешься?
- Скоро ты всё поймешь. Я ведь не раз говорил тебе, что мы древний народ. Сегодня я буду говорить с богами. Пусть боги мне скажут что делать.
Он выпрямился и, воздев вверх руки с посохом, подняв голову к теряющемуся во мраке пещеры потолку, воскликнул:
- Боги! Вы слышите меня?
- Неожиданно, из–под земли раздался нарастающий гул, и затем Амон отчётливо ощутил толчок.
- Чёрт бы тебя побрал. Мистификатор. Как это он предугадал момент, когда будет толчок? Возможно, за годы жизни под землёй у них настолько обострились чувства…

- Видишь. Боги слушают нашу беседу, – старик опустил руки и, неторопливо спустился с постамента, на котором стоял.
- Иди за мной. Я тебе всё покажу. Ты мне понравился. Ты воин. И сегодня ты узнаешь насколько приятно своими руками творить историю. Историю, которая останется навсегда. Не в памяти людей. Люди это прах. Мгновение и людей нет.
Нет. История остаётся везде… вокруг тебя. Надо только уметь слышать… чувствовать.
Ты боишься? Тебе страшно?
- Нет, – голос Амона звучал хрипло, но твёрдо. - Я иду с тобой старик. Иду до конца.
- Это хорошо. Жаль, что мы познакомились так поздно. Жаль, что я не знал тебя раньше. Мне нужны такие люди как ты. Их всегда было мало.
Микер повернулся и направился в дальний угол пещеры. Амон последовал за ним. Странно, но Микер не стал брать охрану. Доверяет? Или настолько уверен в своих силах и безопасности? Кстати идёт очень легко, и не скажешь, что ему столько лет. Походка как у молодого.
Амон еле поспевал.

Подойдя к стене, Микер взял торчащий факел, другой такой же протянул Амону и толкнул посохом каменный выступ. Тот подался неожиданно легко, и перед ними открылся неширокий проход. Микер шагнул в проход первым…

Путь оказался неожиданно неблизким.
Коридор сворачивал влево, вправо, поднимался вверх и нырял вниз. Они шли уже несколько часов, и Амон заметно устал, но старик передвигался всё с той же дьявольской лёгкостью. Воздух в проходе был затхлый и к нему примешивался какой-то непонятный запах. Абсолютная тишина обнимала путников со всех сторон, только треск факелов и шорох шагов.
Всё.
Собственное дыхание казалось свистом кузнечного меха. Ещё пара часов такого путешествия и можно умом тронуться. Амон ощутил, что к этим звукам начал примешиваться какой-то новый, пока ещё непонятный гул. Временами ему казалось, что камень под ногами начинал дрожать, а вскоре Амон понял, что это за запах.
Пахло серой.
- Ну вот. Этого только не хватало. Добро пожаловать в ад, - с иронией подумал он.

Ещё несколько шагов и перед изумлённым Амоном открылась огромная пещера.
Наверное, она была в десятки раз больше Пещеры Света. Все стены и пол пещеры были затянуты фосфоресцирующим мхом, и эта картина создавала совершенно фантастическое зрелище. Амон остановился потрясённый.
- Видел ли ты что-либо подобное? – спросил старик, довольный произведённым эффектом.
- Пожалуй, нет, - сказал Амон, оглядываясь по сторонам.
- Этого никто не видел. Только несколько человек. Тебе несказанно повезло, - Микер обвёл вокруг раскинутыми руками, как бы закрепляя право собственности.
- Но это ещё не всё… подойди к стене, - Амон подошёл. - Слушай!
Амон прислушался, а затем приложил ухо к холодному камню. Это была вода. Она ворочалась за каменной преградой, словно сонное могучее животное. Её потоки старательно вылизывали стенку с другой стороны и давили… давили… давили. Амон почувствовал себя неуютно.
- Это то самое озеро, сообщением о котором вы хотели меня удивить, - Микер торжествующе захохотал. – Только это не озеро, а море. Вы ошиблись. Оно пробивает проход тысячи тысяч лет. И осталось совсем немного.
- Немного до чего? – спросил Амон внимательно следивший за стариком.
- Немного до того, чтобы завершить эту историю так, как она должна завершиться. Но ты ещё не понимаешь. Море это не всё. Это только одна составляющая. Сейчас я покажу тебе вторую. – Микер опять пошёл вперёд.
Они шли около двух часов. Конца пещеры не было видно. Наконец Микер остановился. В этом месте явственно чувствовалась дрожь земли под ногами.
Амон наконец понял… о чем говорил этот безумец.

        ГЛАВА 20

                                  АМОН (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Амон осмотрелся.
Неподалёку было выстроено какое-то сооружение напоминавшее алтарь. Рядом с ним стояла каменная тумба, на которой лежала куча тряпья. Подойдя туда, Амон почувствовал сильный запах. Запах тления.
- Труп? - он вопросительно глянул на Микера.
- Ты спрашивал, где два других вождя, - кивнул тот головой.
- На этом месте мы разговариваем с богами. Боги не говорят с людьми, где попало. Только в некоторых местах. Мои предки хорошо знали, как находить такие места. Я тоже знаю. Здесь трещина. Проход к сердцу планеты. Здесь максимальное напряжение. Я это чувствую. Я это знаю. Я даже вижу это, только тебе не понять.
- За что ты убил их? – морщась от запаха, спросил Амон.
- Такова была воля богов. Боги избрали меня для выполнения миссии. Мои два… - он усмехнулся, - соратника, пытались воспротивиться. Не надо противиться. Все мы лишь инструмент. У богов рук нет…
- Скажи, Микер, - у Амона голова начала идти кругом от всего происходящего, - откуда ты знаешь о том, что происходило наверху? К тебе проникал кто-то с поверхности? Рассказывал?
- Я опять тебе повторяю, ты глупец, - старик покачал головой.
- Что может рассказать мне человек с поверхности? Мы живём совершенно разными понятиями. Они приходили. Они видели, как мы живём. Но и только.
- Так, ты хочешь сказать, что вся твоя информированность…?
- Я уже всё тебе сказал. И не раз, – Микер сердито отвернулся, – устройся, где тебе удобно и не мешай мне. Я буду разговаривать.

Амон отошёл на несколько шагов и уселся на мягкий пол.
Микер прошёл к алтарю, достал из складок одежды пакет с каким-то порошком, высыпал содержимое на алтарь, а остаток пакета в рот и застыл.

Прошло несколько часов.
Амон сначала внимательно наблюдал за ритуалом, затем ему это наскучило, и он задремал. Проснулся от толчка в плечо. Микер стоял над ним, вид у него был торжествующий.
- Боги подтвердили мою правоту. Они возложили на меня великую миссию.
- Какую, - Амон поднялся.
- Восстановить справедливость. Завершить дело, начатое моим великим предком. Стереть вас с лица этой планеты.
- Микер, а ты хоть чуть-чуть думаешь о своём народе? О людях, которые погибнут в угоду твоим амбициям? – Амон лихорадочно соображал, что он может предпринять. В том, что у старика есть реальные возможности запустить какие-то процессы, Амон уже не сомневался.
- В первую очередь, я и думаю о нём. Какую жизнь вы уготовили ему на поверхности? Жизнь животных в загоне? Ты думаешь, я не раскусил твои замыслы пришелец? – глаза Микера злобно блеснули. - Нет. Эту миссию выполню именно я и именно со своим народом, и мой народ будет счастлив. Две очищающие стихии соединятся. Вода и огонь… восстановят справедливость.
- Микер, остановись. Я говорю тебе – это не море, это озеро. Если ты задумал устроить вселенский катаклизм, то он не получится. Получится большой пшик. Но твой народ погибнет. Если мы объединим наши усилия – вы будете спасены. Наша техника позволит справиться с этой задачей. Ты себе не представляешь, какими возможностями располагает сегодня человечество.
- Ты опять споришь? Боги сказали мне. Они не могут ошибаться. Настало время творить историю. – Микер повернулся и направился к алтарю.

Амон раздумывал ровно одну секунду. Затем он гигантским прыжком покрыл расстояние, отделявшее его от старика и, захватив его шею сзади правой рукой, потащил в сторону от алтаря. Неожиданно Микер, непонятно каким образом выскользнул из его захвата и, оказавшись сзади, своим посохом нанёс по затылку удар.
Амон провалился в черноту…

Он не знал, сколько времени находился без сознания. Когда Амон очнулся, он увидел Микера стоявшего с поднятыми вверх руками. Гул из–под земли усилился, и толчки следовали один за другим. Сквозь гул доносились какие-то выкрики, но на таком расстоянии транслятор не мог дать связный перевод. Амон наблюдал эту картину ещё мгновение, а затем бросился к выходу из пещеры.
Светящаяся стена приближалась, но гул под ногами уже превратился в рёв, затем раздался страшной силы удар… Амон покатился по полу.
Он видел, как светящаяся стена напротив - покрылась трещинами, затем, как бы охнув, осела, и вместо неё встала другая стена.
Стена воды.
Последнее о чём подумал Амон, ощущая как поток скручивает его, распрямляет  и, бросая на камни, стальным клинком проникает внутрь.
- Вода всё-таки пресная. Ошиблись боги…

        ГЛАВА 21

        АТМАР

Посреди ночи Атмара, сидевшего без сна подле Леймы, охватило беспокойство. Он не знал что произошло, но совершенно точно чувствовал, что здесь оставаться им больше нельзя ни минуты. Без лишних комментариев, растолкав подругу и подхватив её узел с пожитками, он помчался вперёд по ущелью. Атмар уже не соблюдал осторожность. Просто он знал, что бояться надо не тегов. Что-то более страшное угрожало им сейчас.
До цели оставалось совсем близко.
Вот… за этим поворотом в неверном свете луны… вот оно пятно пещеры.
Но надо ещё подняться до неё. Это метров пятнадцать.
Выбившаяся из сил Лейма молила о пощаде и просила остановиться хоть на минуту, но Атмар тащил её вперёд.
Уже давно он ощущал подошвами дрожь земли. Такого раньше никогда не было. Они поднялись уже метров на пять, когда Атмар услышал сзади нарастающий шум.
По ущелью мчался поток высотой в три человеческих роста, а сзади его настигал новый ещё более высокий. Грохот камней, которые швыряло и волокло неистовое водяное чудовище, закладывал уши.
Из последних сил, Атмар с Леймой добрались до входа в пещеру, и только здесь, понимая, что если вода поднимется до этого уровня им всё равно не спастись, остановились, молча глядя на стихию бушующую внизу.
Там, в клочьях грязной пены, мелькали вырванные с корнем деревья, какие-то пожитки. Иногда ему казалось, что он видит человеческие тела.
То, что спастись не удалось никому – было понятно…

…Небо над ними начало сереть.
Лейма, задремавшая было на его плече, проснулась и испуганно смотрела вниз.
Атмар встал, помог ей подняться, в последний раз оглянулся на то, что когда-то было его миром и подтолкнул Лейму ко входу.
Вперёд…

(ЭПИЛОГ)

М-да…, – я с чувством зевнул. – Нагородили эти киношники, убил два часа на какую-то ерунду. Тоже мне проблема – нет тут никакой проблемы.
Сколько их там было… сорок тысяч, пятьдесят? Наш “Эридан” такое количество за полтора часа телепортирует в любую точку. А уж свободных планет во Вселенной предостаточно и работы нам пока хватает.
Я свернул плеер и бросил его в вещеблок.
Датчик на предплечье запищал и показал, что мониторинг окончен и система переходит в режим подготовки к старту. Пилоту необходимо занять своё место.
Проверка полётного задания…

Мотаемся как собаки по Вселенной. Такая вот работа в нашей службе “Эридан 0-911”. Сейчас тоже занимаемся одной  невезучей планетой.
Прекрасные условия, спокойная жёлтенькая звезда, никаких катаклизмов, тихий участок Галактики. Так нет – уже пятую расу завозим туда за последний миллион лет.
Не приживаются.
И эти… – последние.
Такие великолепные показатели развития интеллекта. Мозговых ресурсов бездна, да дуракам досталась. Увлеклись техническим прогрессом и погнали его в таком темпе, что у планеты все предохранители полетели к чертям.
По оценкам специалистов жить им там осталось лет тридцать пять-сорок.
Вот и барражируем над ними, выбираем представителей на пересадку разума.
Не всегда чисто получается, на них даже наши “вырубатели” плохо действуют. Иногда клиент начинает что-то вспоминать, слухи сеет всякие, панику. А нам лишний шум ни к чему. Даже есть негласная установка, после забора генной информации объект подвергать разложению на простейшие. Пойдёт на топливо. Но я стараюсь так не делать.
Жалко мне их.
Люди всё-таки…

2 июля 2002г

2

Ну что ж. Подведём итог. Самое забавное со всеми этими концепциями о сверхразуме, что несмотря на тонны всевозможных "духовных изысканий", на выходе всегда получаем банальные человеческие технологии, перенесённые на других "юзеров". То бишь с нашей точки зрения все вселенские навороты один фиг - не что иное как обычные наши земные дела, тока масштабом покрупнее. То есть и мотивировки при всём их многообразии - человеческие. Это собственно и называется антропоцентризмом. В этом конечно ничего плохого нет, но вот жаль только, что ни малейшего представления о том, каким может быть иной разум, какими на самом деле могут быть его мотивы и симпатии, нету. Мы так и не ушли ни на миллиметр от собственных проблем, хотя некоторые и осознали всё же их мизерность в масштабе Вселенной.
Ну а в этом то что плохого?- спросят меня. Да в общем то ничего, только вот перенасыщаться тема начинает, если уже не переполнилась. А это ведёт к скуке. В потоке макулатуры на тему редко когда блеснёт жемчужинка. Этот роман (или повесть? или рассказ? по инету объем не определить сразу) далеко не худший представитель жанра. Пожалуй, стоит его на бумагу и почитать уже, валяясь на диванчике. А то для компа - слишком уж большой. Не выдерживаю я столько текста с монитора. Хорошо, что частями шёл.
Спасибо, Горохов.

3

Спасибо! Приятная вещь! Лёжа на диванчике, действительно приятнее было бы прочесть, чем прокручивая колёсико мышки.

4

Йоши написал(а):

Спасибо! Приятная вещь!

Вам спасибо! До сих пор отзывов на неё было мало, так что автора гложут сомнения.

Йоши написал(а):

Лёжа на диванчике, действительно приятнее было бы прочесть, чем прокручивая колёсико мышки.

ICE Book Reader в помощь!
Гениальная штука.
http://www.ice-graphics.com/ICEReader

CRIttER написал(а):

Самое забавное со всеми этими концепциями о сверхразуме, что несмотря на тонны всевозможных "духовных изысканий", на выходе всегда получаем банальные человеческие технологии, перенесённые на других "юзеров". То бишь с нашей точки зрения все вселенские навороты один фиг - не что иное как обычные наши земные дела, тока масштабом покрупнее. То есть и мотивировки при всём их многообразии - человеческие. Это собственно и называется антропоцентризмом.

Просятся "размышления на тему" :)
Хорошо - допустим, что антропоцентризм это не самая лучшая позиция иссследователя окружающей среды. Но что можно ему противопоставить? С какой позиции может рассуждать человек ещё? Прекрасная иллюстрация - "Пикник на обочине". Если дельфин или шимпанзе попробует описать человеческий мир, то опишет непременно по дельфиньи или шимпанзяче. :)
Но если человек попробует передать их описание - то непременно скатится опять к тому антропоцентризму.
Или нет?
У вас есть примеры альтернативного мышления?

CRIttER написал(а):

Мы так и не ушли ни на миллиметр от собственных проблем,

А мы и не можем от них уйти, по тем же причинам.
Что касаемо да данной вещи - исходниками были две идеи: невозможность представить истинную значимость вещей и явлений опираясь только на собственные ощущения и представления - - то о чем и говорил Платон и некий принцип подобия  "в капле воды весь мир".
В верности последнего я уверен абсолютно.

Хотя в какой-то степени подмешался и чеченский вопрос (ведь писалось это в 2001 г). В общем, разглядывая её отсюда - вижу что много чего тогда крутилось в голове, а уж насколько удалось мне это передать - не знаю.

CRIttER написал(а):

А то для компа - слишком уж большой. Не выдерживаю я столько текста с монитора.

Все тот же ICE Book Reader. :) Я даже с листа много читать не могу, а с его помощью справляюсь с любым объемом.

CRIttER написал(а):

Спасибо, Горохов.

Спасибо всем присутствующим. :))

5

Горохов написал(а):

У вас есть примеры альтернативного мышления?

Я не о самой возможности альтернативного мышления, а о перенасыщении темы однотипными произведениями с очень похожими сюжетами. Но при этом... Вот я щас читаю Танидзаки. Отличный пример альтернативного мышления. Там где европейцы или американцы рассуждали бы о гуманизме и ценности человеческой жизни, японцы рассуждают о красоте и долге. Опять же прочитал интересную статью о якудза. Если на западе мафия старается всё-таки не афишировать себя, то на домах глав кланов якудза висят их клановые гербы и они нисколько не озабочены тем, чтобы держаться в тени. Наоборот. Парламентарии считают абсолютно незазорным показываться на людях в их обществе, а телевидение ведёт большие репортажи с их ритуалов. Даже численность кланов известна абсолютно точно. Себя же якудза считают почтенными представителями японского истэблишмента. К чему это? А к тому, что даже здесь мы имеем пример совершенно непривычного нам менталитета. Многие из рассказов , прочитанных мною, даже мне оказались не слишком понятны. Я с трудом понимаю японское чувство юмора. Но при этом таки считаем, что в наших представлениях, как в капле воды, отражается вся Вселенная. Не слишком ли смело? Так что, имхо, беда антропоцентризма не в невозможности альтернативного мышления, а в неспособности (нежелании) большинства его апологетов расширить собственный кругозор. За истину принимается лишь то, что известно конкретному индивидууму. И истину эту антропоцентрист переносит на всю Вселенную. В то время как у соседа ближайшего - истина уже другая :)
Рекомендую посмотреть фильм "Королевская Битва". Кстати, ещё один забавный факт: при всей открытости преступного мира и эдакой "кровавости" менталитета - Япония одна из самых безопасных в криминогенном отношении стран. Кстати, и в средневековье японские крестьяне страдали во время войн в гораздо меньшей степени, чем их западные собратья. Практически их войны вообще не касались. Опасность для них больше представляли разбойничьи шайки, отбиравшие урожай.
К чему это опять же? Да к тому, что антропоцентризм, каким я его знаю, переносит на вселенную взгляды именно западной (христианской) культуры. В то время как существует ещё масса других культур внутри самого человечества. Отличительной же особенностью западной культуры является постулат: человек - венец творения. Которого нет например в культурах Китая,Японии или у американских индейцев.

6

CRIttER написал(а):

Я не о самой возможности альтернативного мышления, а о перенасыщении темы однотипными произведениями с очень похожими сюжетами.

Наверное так было и будет. Сюжетов в литературе не так много и на протяжении столетий мусолятся одни и те же ситуевины с вариациями деталей. С появлением фантастики появились новые детали, но принципиально нового ничего не произошло.

CRIttER написал(а):

Вот я щас читаю Танидзаки. Отличный пример альтернативного мышления. Там где европейцы или американцы рассуждали бы о гуманизме и ценности человеческой жизни, японцы рассуждают о красоте и долге.

С чего–то вспомнился анекдот времен СССР:
– встречаются два школьных товарища через тридцать лет – один работяга на заводе, второй министр пищевой промышленности. То да се… да трали вали… министр грит:
– Ладно, Вася, могу я лично для тебя что–то сделать?
Вася:
– Слышь, ты… эта…. Скажи им, чтобы на водочную пробку козырек вернули.
(а был период, когда водку закатывали в т.н. «бескозырку» и открывать её было неудобно.) * прим. пер.
Расстались, министр приезжает домой, подходит к холодильнику, достает «Посольскую» с винтом, откручивает, наливает, задумчиво выпивает…
– И на кой ему этот козырек нужен?

Думаю, что пример японцев не совсем корректен. Это то же самое человеческое мышление. Мы можем рассматривать, что думает по одному и тому же поводу европеец, японец, лысый, католик, инвалид, космонавт… –  это будет разное, но все это ЧЕЛОВЕЧЬЕ!
В том и каверза, что т.н. антропоцентризм является способом видения мира и другого просто не существует. Не дано нам, нет у нас других. :)

CRIttER написал(а):

Многие из рассказов , прочитанных мною, даже мне оказались не слишком понятны. Я с трудом понимаю японское чувство юмора. Но при этом таки считаем, что в наших представлениях, как в капле воды, отражается вся Вселенная. Не слишком ли смело?

Нет!
Не в наших представлениях о капле, а в самой капле. То, что мы видим и пытаемся понимать – лишь часть сути. Но и эта часть позволяет судить о подобии всего и вся.

CRIttER написал(а):

Так что, имхо, беда антропоцентризма не в невозможности альтернативного мышления, а в неспособности (нежелании) большинства его апологетов расширить собственный кругозор.

Неспособность и нежелание отнюдь не синонимы. Я оставляю неспособность, потому что сколь бы клиент не желал расширить свой кругозор за пределы человеческого восприятия –  ему это не удастся.

CRIttER написал(а):

За истину принимается лишь то, что известно конкретному индивидууму. И истину эту антропоцентрист переносит на всю Вселенную. В то время как у соседа ближайшего - истина уже другая :)

А вот это уже детали не определяющие полноты всей картины. Действительно, в понимании индивидуума истина субъективна и не может быть объективной по определению, но суммарное представление об истине будет бесконечно приближаться к истине объективной, хотя никогда её и не достигнет.

7

Горохов написал(а):

Наверное так было и будет. Сюжетов в литературе не так много и на протяжении столетий мусолятся одни и те же ситуевины с вариациями деталей. С появлением фантастики появились новые детали, но принципиально нового ничего не произошло.

Ну что ж, одно исключение во всяком случае имеется - "Солярис".

Горохов написал(а):

Думаю, что пример японцев не совсем корректен. Это то же самое человеческое мышление. Мы можем рассматривать, что думает по одному и тому же поводу европеец, японец, лысый, католик, инвалид, космонавт… –  это будет разное, но все это ЧЕЛОВЕЧЬЕ!
В том и каверза, что т.н. антропоцентризм является способом видения мира и другого просто не существует. Не дано нам, нет у нас других.

При чём тут человечье или нет? Вопрос не в образе мышления, а в практике - экстраполировать на окружающее свои представления без всяких оговорок. Мышление японца тоже человечье, но ему не прийдёт в голову, что весь мир крутится вокруг него. Тогда как менталитет европейца на этой идее базируется. Разницу чувствуете?  В восточных религиях вообще не было понятия ада и рая. Мир целесообразен и прекрасен такой, каков он есть. Западные же люди делят всё на чёрное и белое. Для японца гармония проявляется на всех уровнях, даже в негативных явлениях. Западный человек чётко "знает" - где хорошее, а где плохое. Вот и конструкции некоторых антропоцентристских рассказов подспудно проталкивают идею, что человечество - "не хорошо", заслуживает какого-то воздаяния, зачистки и т.п. Но это именно - западный образ мыслей. Китайцу или японцу и в голову не пришло бы, что в мире с человечеством в общем что-то не так.
Уничтожение и смерть чего бы то ни было - неизбежность и разница лишь в отношении к этой неизбежности. У западного человека - уничтожение и смерть - прежде всего потеря или наказание.

Но и эта часть позволяет судить о подобии всего и вся.

Судить то позволяет, но откуда уверенность, что суждение - верное?:) За неимением других вариантов? А кто виноват в этом неимении? Имей на здоровье - глядишь, и суждение поменяется.

Неспособность и нежелание отнюдь не синонимы. Я оставляю неспособность, потому что сколь бы клиент не желал расширить свой кругозор за пределы человеческого восприятия –  ему это не удастся.

Не в ту степь. Антропоцентризм - это не невозможность смотреть на мир глазами собаки, а привычка ставить человека в центр всего. То бишь назначать его самой важной величиной во вселенной. В одном из Ваших рассказов был продемонстрирован именно такой подход.

А вот это уже детали не определяющие полноты всей картины. Действительно, в понимании индивидуума истина субъективна и не может быть объективной по определению, но суммарное представление об истине будет бесконечно приближаться к истине объективной, хотя никогда её и не достигнет.

А речь и не идёт о полноте картины. Речь идёт об одном из вариантов мироощущения. И уж тут, извините, но различия достаточно чёткие и значительные.

8

CRIttER написал(а):

Ну что ж, одно исключение во всяком случае имеется - "Солярис".

И что там исключительного?
Человек ставится перед решением вопроса: что такое хорошо, а что такое плохо.
Свежая мысль!
А то что ситуация конструируется при помощи мыслящего океана и происходит у черта на куличках это те самые "детали" о которых я говорил.
Я очень люблю Лема за стиль, язык, азарт, но в том контексте о котором мы ведем речь ничего сверхнового он не изобрел. Машины для передвижения во времени сменяют машины для передвижения в пространстве, но люди в них сидят те же самые, с теми же проблемами.
Даже казалось бы элементарные попытки уйти в топологию успеха не нашли. Ну не дано человеку представить даже четвертое измерение не говоря уж о двадцатом.

CRIttER написал(а):

При чём тут человечье или нет? Вопрос не в образе мышления, а в практике - экстраполировать на окружающее свои представления без всяких оговорок. Мышление японца тоже человечье, но ему не прийдёт в голову, что весь мир крутится вокруг него. Тогда как менталитет европейца на этой идее базируется. Разницу чувствуете?

Не чувствую.
Для меня и то и другое - мышление человека. А какой он нации и религии - фиолетово.
Просто я допускаю, что возможно  мир крутится вокруг меня, а возможно я вокруг него. Разница небольшая.

CRIttER написал(а):

Судить то позволяет, но откуда уверенность, что суждение - верное?

Уверенности никакой.
А вы вообще, в чем-то уверены?
Я вслед за Сократом готов сказать, что я ничего не знаю. А все риторические упражнения провожу исключительно для внутреннего удовольствия.

CRIttER написал(а):

А речь и не идёт о полноте картины. Речь идёт об одном из вариантов мироощущения. И уж тут, извините, но различия достаточно чёткие и значительные.

Наверное сколько людей, столько и вариантов.
Мне - так кажется (с) :)

9

Горохов написал(а):

А то что ситуация конструируется при помощи мыслящего океана и происходит у черта на куличках это те самые "детали" о которых я говорил.

Мдя, слона то я и не приметил. :) Да это просто один из немногих примеров, когда писатель сумел представить, что никакого успешного контакта и понимания между двумя разными мыслящими видами скорее всего и не получится. И даже объяснил почему. Именно из-за антропоцентризма - то есть человек завоёвывает космос не для того, чтобы постичь его, а для того, чтобы попросту раздвинуть границы своего дома. То есть идёт по экстенсивному пути.

Горохов написал(а):

Не чувствую.
Просто я допускаю, что возможно  мир крутится вокруг меня, а возможно я вокруг него. Разница небольшая.

Ну, если не чувствуете, то чья это проблема? Об этом я и говорю, что антропоцентризм - это в первую очередь - отсутствие желания менять свою точку зрения с привычной на что то другое.

Горохов написал(а):

Я вслед за Сократом готов сказать, что я ничего не знаю. А все риторические упражнения провожу исключительно для внутреннего удовольствия.

Ну, может быть, этого и достаточно.

Горохов написал(а):

Наверное сколько людей, столько и вариантов.
Мне - так кажется (с)

Тогда о чём вообще говорим? :) Эдак получается, что и нету никакого антропоцентризма то :) Один солипсизм. Но за солипсизм, как правило, больно бьют :)

10

CRIttER написал(а):

Да это просто один из немногих примеров, когда писатель сумел представить, что никакого успешного контакта и понимания между двумя разными мыслящими видами скорее всего и не получится. И даже объяснил почему. Именно из-за антропоцентризма - то есть человек завоёвывает космос не для того, чтобы постичь его, а для того, чтобы попросту раздвинуть границы своего дома. То есть идёт по экстенсивному пути.

Эквилибристика! Что такое "постичь его"?
Прийти, вот так, сесть на краю космоса и задуматься -  а что ж ты, космос, мать твою, такой непостижимый?
Процесс постижения для человечества неразрывно связан с процессом освоения и эксплуатации. Отдельная тема - постижение через тайные доктрины и умствования, но как я понял это вам совсем несимпатично. (А не перейти ли нам на "ты"? Будет проще... ) :)
Одновременно в зале зреет вопрос - если этот путь развития экстенсивынй, то что есть интенсивный? И почему человечество до сих пор не коллапсировало в своей экстенсивности?

CRIttER написал(а):

Об этом я и говорю, что антропоцентризм - это в первую очередь - отсутствие желания менять свою точку зрения с привычной на что то другое.

Эть!
Ну хорошо! Крекс, фекс, пекс...   Я желаю
И что дальше? Какие манипуляции я должен предпринять? Что постичь? Что узнать и у кого?

CRIttER написал(а):

Тогда о чём вообще говорим? :) Эдак получается, что и нету никакого антропоцентризма то :) Один солипсизм. Но за солипсизм, как правило, больно бьют

( в ужасе) Хто?
Есть антропоцентризм. Даже если о нем никому не известно кроме тебя - уже есть.
Вполне достаточно.
А уж солипсизма - просто немерено. Кругом одни солипсисты. Только они об этом не знают.


Вы здесь » Литературный форум. Клуб писателей - "Золотое перо" » Горохов » ПРОБЛЕМА (ЧАСТЬ 6) (ПОСЛЕДНЯЯ) :))