ПРОБЛЕМА (ЧАСТЬ 6)
ГЛАВА 18
АТМАР
Сборы заняли не более получаса.
Атмар в сопровождении Леймы шёл подземными коридорами и у него зрело ощущение, что больше он сюда уже не вернётся. Никогда. Лейма молча шла позади, видимо чувствуя его настроение. Да и не пристало девушке быть разговорчивой. Молчаливость и скромность – немалые добродетели.
Выйдя наружу, Атмар начал подниматься по скальной тропе, ведущей наверх. Туда, где было солнце и небо, где была совсем другая жизнь. По пути он завернул в укромное место, и забрал выданные ему перед походом арбалет и копьё. Очень уж не хотелось ему тогда возвращать их. Хорошее оружие.
Дорога в этот раз занимала гораздо больше времени, поскольку Лейма, непривычная к таким путешествиям, сильно задерживала Атмара. Только через пять часов они выбрались на относительно ровное место и вскоре подошли к площадке, на которой остался вертолёт.
Увидев Атмара, пилот возбуждённо кинулся к нему, жестикулируя и задавая вопросы и тут… оба растерянно переглянулись. Транслятора в вертолёте не было. Тот, переносной остался у Амона, а стационарными вертолёты не оборудовались.
Кое-как знаками, Атмар объяснил, что делегация жива и здорова и скоро будет здесь. Пилот вроде как понял и радостно закивал головой.
Ну и хорошо. Жди. А нам нужно продолжать путь.
А почему Амон не сказал подождать его возле вертолёта?
Странно.
Они шли уже более восьми часов.
По тому же пути, по которому когда-то он шёл со своими провожатыми.
Внезапно от каменной стены отделилась тень и преградила им дорогу.
Стражник.
- Куда? – выставленное вперёд копьё показывало серьёзность намерений.
- По поручению вождей в верхний мир.
- Я ничего не знаю о таком поручении.
- Ты и не можешь всего знать. Ты простой стражник. Я Смотрящий. Я уже был там. Это я привёл гостей.
- Мой начальник должен был дать тебе провожатого. Почему ты идешь один? Возвращайся. Я не могу пропустить тебя. У меня приказ.
Атмар растерянно уставился на него. Такого оборота он не ожидал. Значит, то, что предчувствовал Амон действительно сбылось. На этой тропе никогда не было охраны. Что происходит? Надо попробовать ещё раз.
- Послушай. Я доверенное лицо вождей… - говоря это, Атмар машинально поправил арбалет. Стражник отреагировал мгновенно.
Одним прыжком покрыв расстояние, отделявшее его от Атмара, он схватил Лейму, прижал к себе и, приставив к её шее копьё, крикнул:
- Положи оружие на землю. Медленно.
Атмар видел, что шутить тот не намерен. Медленно он отстегнул с ремня копьё, наклонившись, положил его у своих ног.
- Отойди на два шага, - крикнул стражник, - Арбалет.
Атмар снял с плеча арбалет, и начал опускать его на землю, держа двумя руками.
В тот момент, когда арбалет опустился до уровня колен, Атмар кинул на Лейму быстрый взгляд, она рванулась в сторону, приоткрыв стражника, и стрела арбалета, тонко свистнув, воткнулась тому в горло.
Хрипя, стражник завалился на камни.
Получилось.
Атмар утёр пот.
Этот фокус они проделывали мальчишками сотни раз, и у Атмара стрельба снизу получалась лучше всех. Пригодилось.
Подхватив копьё и арбалет, он схватил Лейму за руку, и бегом устремился вперёд.
Сзади раздался гул двигателей.
Атмар оглянулся. Над ущельем неторопливо поднялся недавно оставленный ими вертолёт, развернулся и полетел в противоположную от Атмара сторону.
Значит что? Делегация вернулась?
Или что-то случилось?
Можно было попытаться перевалить через хребет по знакомым тропам, но это заняло бы слишком много времени. Оставался тот путь, которым Атмар шёл в прошлый раз. Если они поторопятся, то к завтрашнему полудню будут у того прохода, через который выбрался Атмар.
На ночлег остановились на старом месте. В пятидесяти метрах от них лежали, уже дочиста обклёванные, скелеты тега и бывших спутников Атмара.
Но Лейма настолько устала, что, ни на что не обращая внимания, тут же заснула.
Атмар сидел подле нее, сжимая в руке копьё и чутко вслушиваясь.
Стояла тишина.
Но клубившиеся на быстро темневшем небе тучи подсказывали, что продлится эта тишина недолго.
ГЛАВА 19
АМОН
После того как Микер насильно задержал его, Амон был препровождён в ту же гостевую пещеру. Но если раньше стражники стояли снаружи, то теперь, они дежурили внутри и зорко наблюдали за каждым его движением.
- Ну и чёрт с вами, - он плюнул и завалился спать.
Проснувшись, Амон посмотрел на часы и с удивлением увидел, что проспал двенадцать часов. Нервное напряжение сказалось? Вряд ли. Наверное, что-то подсыпали в воду. К еде он не притрагивался, а вот выдержать без воды оказалось сложно.
Амон встал, размялся, прошёл по пещере, попробовал заговорить с охраной, но те стояли как каменные истуканы.
Ладно.
Ну и что может ему ещё приготовить этот старик, возомнивший себя пупом земли?
Устроить ему показательное судилище? Зачем… для кого?
Провести секретные переговоры без участия представителей миссии?
Вполне возможно. Вся показуха была рассчитана только на них, Амон это понимал. Кстати откуда такая информированность? Совершенно непохоже, что этот старик всю жизнь провёл в пещере. Он довольно неплохо разбирался не только в “международном” положении, но и в текущем моменте.
Атмар - действительно человек каменного века. Но Микер… странно. Очень странно. Системы слежения все эти годы работали безупречно. Любой выход за пределы поля был бы немедленно обнаружен. Да и снаружи под поле проникнуть невозможно. Хотя, начальник системы говорил как-то, что есть пара ненадёжных точек. Неужели нашлись доброхоты? Разведчики-лазутчики. А почему бы и нет? Ведь Терей сказал, что у ургов есть немало сторонников на поверхности. Да и сам он… гуманист.
Вот после таких гуманистов и приходится расхлёбывать…
Его размышления были прерваны появлением старшего охраны.
Тот, как всегда церемонно, стукнул о пол копьём и указал на выход.
Амон поднялся и пошёл вперёд.
***
В Пещере Свете была обычная картина, к которой Амон уже успел привыкнуть: Микер сидел на центральном троне, два других пустовали.
- Скажи, Микер… где два других вождя? Атмар говорил, что вы правите втроём?
Старик недобро усмехнулся.
- Скоро ты всё узнаешь…
- Итак, – стукнув посохом об пол, Микер поднялся, – ты не изменил своего решения?
- Ты же прекрасно понимаешь, что нет. Мы здесь одни. Перед кем ваньку валять будем? Чего ты добиваешься?
- Скоро ты всё поймешь. Я ведь не раз говорил тебе, что мы древний народ. Сегодня я буду говорить с богами. Пусть боги мне скажут что делать.
Он выпрямился и, воздев вверх руки с посохом, подняв голову к теряющемуся во мраке пещеры потолку, воскликнул:
- Боги! Вы слышите меня?
- Неожиданно, из–под земли раздался нарастающий гул, и затем Амон отчётливо ощутил толчок.
- Чёрт бы тебя побрал. Мистификатор. Как это он предугадал момент, когда будет толчок? Возможно, за годы жизни под землёй у них настолько обострились чувства…
- Видишь. Боги слушают нашу беседу, – старик опустил руки и, неторопливо спустился с постамента, на котором стоял.
- Иди за мной. Я тебе всё покажу. Ты мне понравился. Ты воин. И сегодня ты узнаешь насколько приятно своими руками творить историю. Историю, которая останется навсегда. Не в памяти людей. Люди это прах. Мгновение и людей нет.
Нет. История остаётся везде… вокруг тебя. Надо только уметь слышать… чувствовать.
Ты боишься? Тебе страшно?
- Нет, – голос Амона звучал хрипло, но твёрдо. - Я иду с тобой старик. Иду до конца.
- Это хорошо. Жаль, что мы познакомились так поздно. Жаль, что я не знал тебя раньше. Мне нужны такие люди как ты. Их всегда было мало.
Микер повернулся и направился в дальний угол пещеры. Амон последовал за ним. Странно, но Микер не стал брать охрану. Доверяет? Или настолько уверен в своих силах и безопасности? Кстати идёт очень легко, и не скажешь, что ему столько лет. Походка как у молодого.
Амон еле поспевал.
Подойдя к стене, Микер взял торчащий факел, другой такой же протянул Амону и толкнул посохом каменный выступ. Тот подался неожиданно легко, и перед ними открылся неширокий проход. Микер шагнул в проход первым…
Путь оказался неожиданно неблизким.
Коридор сворачивал влево, вправо, поднимался вверх и нырял вниз. Они шли уже несколько часов, и Амон заметно устал, но старик передвигался всё с той же дьявольской лёгкостью. Воздух в проходе был затхлый и к нему примешивался какой-то непонятный запах. Абсолютная тишина обнимала путников со всех сторон, только треск факелов и шорох шагов.
Всё.
Собственное дыхание казалось свистом кузнечного меха. Ещё пара часов такого путешествия и можно умом тронуться. Амон ощутил, что к этим звукам начал примешиваться какой-то новый, пока ещё непонятный гул. Временами ему казалось, что камень под ногами начинал дрожать, а вскоре Амон понял, что это за запах.
Пахло серой.
- Ну вот. Этого только не хватало. Добро пожаловать в ад, - с иронией подумал он.
Ещё несколько шагов и перед изумлённым Амоном открылась огромная пещера.
Наверное, она была в десятки раз больше Пещеры Света. Все стены и пол пещеры были затянуты фосфоресцирующим мхом, и эта картина создавала совершенно фантастическое зрелище. Амон остановился потрясённый.
- Видел ли ты что-либо подобное? – спросил старик, довольный произведённым эффектом.
- Пожалуй, нет, - сказал Амон, оглядываясь по сторонам.
- Этого никто не видел. Только несколько человек. Тебе несказанно повезло, - Микер обвёл вокруг раскинутыми руками, как бы закрепляя право собственности.
- Но это ещё не всё… подойди к стене, - Амон подошёл. - Слушай!
Амон прислушался, а затем приложил ухо к холодному камню. Это была вода. Она ворочалась за каменной преградой, словно сонное могучее животное. Её потоки старательно вылизывали стенку с другой стороны и давили… давили… давили. Амон почувствовал себя неуютно.
- Это то самое озеро, сообщением о котором вы хотели меня удивить, - Микер торжествующе захохотал. – Только это не озеро, а море. Вы ошиблись. Оно пробивает проход тысячи тысяч лет. И осталось совсем немного.
- Немного до чего? – спросил Амон внимательно следивший за стариком.
- Немного до того, чтобы завершить эту историю так, как она должна завершиться. Но ты ещё не понимаешь. Море это не всё. Это только одна составляющая. Сейчас я покажу тебе вторую. – Микер опять пошёл вперёд.
Они шли около двух часов. Конца пещеры не было видно. Наконец Микер остановился. В этом месте явственно чувствовалась дрожь земли под ногами.
Амон наконец понял… о чем говорил этот безумец.
ГЛАВА 20
АМОН (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Амон осмотрелся.
Неподалёку было выстроено какое-то сооружение напоминавшее алтарь. Рядом с ним стояла каменная тумба, на которой лежала куча тряпья. Подойдя туда, Амон почувствовал сильный запах. Запах тления.
- Труп? - он вопросительно глянул на Микера.
- Ты спрашивал, где два других вождя, - кивнул тот головой.
- На этом месте мы разговариваем с богами. Боги не говорят с людьми, где попало. Только в некоторых местах. Мои предки хорошо знали, как находить такие места. Я тоже знаю. Здесь трещина. Проход к сердцу планеты. Здесь максимальное напряжение. Я это чувствую. Я это знаю. Я даже вижу это, только тебе не понять.
- За что ты убил их? – морщась от запаха, спросил Амон.
- Такова была воля богов. Боги избрали меня для выполнения миссии. Мои два… - он усмехнулся, - соратника, пытались воспротивиться. Не надо противиться. Все мы лишь инструмент. У богов рук нет…
- Скажи, Микер, - у Амона голова начала идти кругом от всего происходящего, - откуда ты знаешь о том, что происходило наверху? К тебе проникал кто-то с поверхности? Рассказывал?
- Я опять тебе повторяю, ты глупец, - старик покачал головой.
- Что может рассказать мне человек с поверхности? Мы живём совершенно разными понятиями. Они приходили. Они видели, как мы живём. Но и только.
- Так, ты хочешь сказать, что вся твоя информированность…?
- Я уже всё тебе сказал. И не раз, – Микер сердито отвернулся, – устройся, где тебе удобно и не мешай мне. Я буду разговаривать.
Амон отошёл на несколько шагов и уселся на мягкий пол.
Микер прошёл к алтарю, достал из складок одежды пакет с каким-то порошком, высыпал содержимое на алтарь, а остаток пакета в рот и застыл.
Прошло несколько часов.
Амон сначала внимательно наблюдал за ритуалом, затем ему это наскучило, и он задремал. Проснулся от толчка в плечо. Микер стоял над ним, вид у него был торжествующий.
- Боги подтвердили мою правоту. Они возложили на меня великую миссию.
- Какую, - Амон поднялся.
- Восстановить справедливость. Завершить дело, начатое моим великим предком. Стереть вас с лица этой планеты.
- Микер, а ты хоть чуть-чуть думаешь о своём народе? О людях, которые погибнут в угоду твоим амбициям? – Амон лихорадочно соображал, что он может предпринять. В том, что у старика есть реальные возможности запустить какие-то процессы, Амон уже не сомневался.
- В первую очередь, я и думаю о нём. Какую жизнь вы уготовили ему на поверхности? Жизнь животных в загоне? Ты думаешь, я не раскусил твои замыслы пришелец? – глаза Микера злобно блеснули. - Нет. Эту миссию выполню именно я и именно со своим народом, и мой народ будет счастлив. Две очищающие стихии соединятся. Вода и огонь… восстановят справедливость.
- Микер, остановись. Я говорю тебе – это не море, это озеро. Если ты задумал устроить вселенский катаклизм, то он не получится. Получится большой пшик. Но твой народ погибнет. Если мы объединим наши усилия – вы будете спасены. Наша техника позволит справиться с этой задачей. Ты себе не представляешь, какими возможностями располагает сегодня человечество.
- Ты опять споришь? Боги сказали мне. Они не могут ошибаться. Настало время творить историю. – Микер повернулся и направился к алтарю.
Амон раздумывал ровно одну секунду. Затем он гигантским прыжком покрыл расстояние, отделявшее его от старика и, захватив его шею сзади правой рукой, потащил в сторону от алтаря. Неожиданно Микер, непонятно каким образом выскользнул из его захвата и, оказавшись сзади, своим посохом нанёс по затылку удар.
Амон провалился в черноту…
Он не знал, сколько времени находился без сознания. Когда Амон очнулся, он увидел Микера стоявшего с поднятыми вверх руками. Гул из–под земли усилился, и толчки следовали один за другим. Сквозь гул доносились какие-то выкрики, но на таком расстоянии транслятор не мог дать связный перевод. Амон наблюдал эту картину ещё мгновение, а затем бросился к выходу из пещеры.
Светящаяся стена приближалась, но гул под ногами уже превратился в рёв, затем раздался страшной силы удар… Амон покатился по полу.
Он видел, как светящаяся стена напротив - покрылась трещинами, затем, как бы охнув, осела, и вместо неё встала другая стена.
Стена воды.
Последнее о чём подумал Амон, ощущая как поток скручивает его, распрямляет и, бросая на камни, стальным клинком проникает внутрь.
- Вода всё-таки пресная. Ошиблись боги…
ГЛАВА 21
АТМАР
Посреди ночи Атмара, сидевшего без сна подле Леймы, охватило беспокойство. Он не знал что произошло, но совершенно точно чувствовал, что здесь оставаться им больше нельзя ни минуты. Без лишних комментариев, растолкав подругу и подхватив её узел с пожитками, он помчался вперёд по ущелью. Атмар уже не соблюдал осторожность. Просто он знал, что бояться надо не тегов. Что-то более страшное угрожало им сейчас.
До цели оставалось совсем близко.
Вот… за этим поворотом в неверном свете луны… вот оно пятно пещеры.
Но надо ещё подняться до неё. Это метров пятнадцать.
Выбившаяся из сил Лейма молила о пощаде и просила остановиться хоть на минуту, но Атмар тащил её вперёд.
Уже давно он ощущал подошвами дрожь земли. Такого раньше никогда не было. Они поднялись уже метров на пять, когда Атмар услышал сзади нарастающий шум.
По ущелью мчался поток высотой в три человеческих роста, а сзади его настигал новый ещё более высокий. Грохот камней, которые швыряло и волокло неистовое водяное чудовище, закладывал уши.
Из последних сил, Атмар с Леймой добрались до входа в пещеру, и только здесь, понимая, что если вода поднимется до этого уровня им всё равно не спастись, остановились, молча глядя на стихию бушующую внизу.
Там, в клочьях грязной пены, мелькали вырванные с корнем деревья, какие-то пожитки. Иногда ему казалось, что он видит человеческие тела.
То, что спастись не удалось никому – было понятно…
…Небо над ними начало сереть.
Лейма, задремавшая было на его плече, проснулась и испуганно смотрела вниз.
Атмар встал, помог ей подняться, в последний раз оглянулся на то, что когда-то было его миром и подтолкнул Лейму ко входу.
Вперёд…
(ЭПИЛОГ)
М-да…, – я с чувством зевнул. – Нагородили эти киношники, убил два часа на какую-то ерунду. Тоже мне проблема – нет тут никакой проблемы.
Сколько их там было… сорок тысяч, пятьдесят? Наш “Эридан” такое количество за полтора часа телепортирует в любую точку. А уж свободных планет во Вселенной предостаточно и работы нам пока хватает.
Я свернул плеер и бросил его в вещеблок.
Датчик на предплечье запищал и показал, что мониторинг окончен и система переходит в режим подготовки к старту. Пилоту необходимо занять своё место.
Проверка полётного задания…
Мотаемся как собаки по Вселенной. Такая вот работа в нашей службе “Эридан 0-911”. Сейчас тоже занимаемся одной невезучей планетой.
Прекрасные условия, спокойная жёлтенькая звезда, никаких катаклизмов, тихий участок Галактики. Так нет – уже пятую расу завозим туда за последний миллион лет.
Не приживаются.
И эти… – последние.
Такие великолепные показатели развития интеллекта. Мозговых ресурсов бездна, да дуракам досталась. Увлеклись техническим прогрессом и погнали его в таком темпе, что у планеты все предохранители полетели к чертям.
По оценкам специалистов жить им там осталось лет тридцать пять-сорок.
Вот и барражируем над ними, выбираем представителей на пересадку разума.
Не всегда чисто получается, на них даже наши “вырубатели” плохо действуют. Иногда клиент начинает что-то вспоминать, слухи сеет всякие, панику. А нам лишний шум ни к чему. Даже есть негласная установка, после забора генной информации объект подвергать разложению на простейшие. Пойдёт на топливо. Но я стараюсь так не делать.
Жалко мне их.
Люди всё-таки…
2 июля 2002г